Считается, что физическое исполнение асан – это вторично, человек должен учиться медитировать в асанах. Асана йоги — это далеко не просто физическое упражнение. Каждая асана связана с определенными чакрами, которые контролируют нас.
Для тех, у кого ум беспокойный, рекомендуется начать с асан, выработать устойчивую позу и устойчивость ума, что необходимо для медитации.
Нам должно быть удобно в асане, а удобно нам тогда, когда тело скоординировано. Важно применять трехмерную осознанность при выполнении асаны: медленное дыхание, расслабленное тело и спокойный ум.
• Медленное дыхание: живот расслаблен, вдохи и выдохи медленные. Медленное дыхание связано со спокойствием ума, оно необходимо для состояния расслабления в асанах.
• Расслабленное тело: в йоге мы всего достигаем через расслабление, а не через напряжение. Только правильно расслабившись в асане, можно пойти дальше и достичь большего прогресса. В каждой асане мышцы мягко вытягиваются, и при вытяжении важно их расслабить. При этом мы продолжаем удерживать свое внимание на правильном выполнении асаны, на положении своего тела, это позволяет избежать появления посторонних мыслей и способствует поддержанию спокойствия ума.
• Спокойствие ума: нет посторонних мыслей. Всё лишнее, все проблемы и заботы остаются за пределами зала. Хотя бы на время занятия. Позже это поможет при необходимости переключать ум, избавляться от ненужных беспокойств и в повседневной жизни. Чтобы успокоить ум, можно переключать внимание на дыхание, следить за вдохами и выдохами.
Трехмерная осознанность поддерживается во время всего занятия йогой. Эти навыки пригодятся и в жизни, позволят избежать ненужного стресса и перенапряжения.
При выполнении асан происходят изменения в анатомии человека, это подтверждено учеными – это ментальные, физические и духовные изменения, благоприятно воздействующие на человека.
Каждая асана воздействует на энергетические каналы и помогает раскрыть физические центры – чакры. Когда прана (жизненная сила, энергия) свободно течет по телу, тело становится очень гибким. Жесткость в теле возникает из-за скопления токсинов, а когда движется прана, токсины уходят, и человек может легко согнуться куда захочет. Человеку сложно долго удерживать асану (например, когда начинают болеть колени в медитации), когда в теле есть токсины и блоки.
Цель всех асан – это Асанаджая – такое мастерство выполнения асаны, когда человек полностью расслабился в асане, он уже не думает о правильности положения тела, о вытяжении. Он вообще не думает в момент выполнения асаны, это состояние без-мыслия, медитация в асане.
Этапы выполнения асаны:
• Физическое раскрытие, вытяжение
• Внутренняя йога, медитация в асане.
Асана – это единение ума, тела и сознания. Нельзя относиться к асане только как к физическому упражнению. Важно учиться медитировать в асанах.
Как правильно выполнять асаны
Асана – это, согласно Сутрам, “устойчивое и удобное положение”. И не более того! При этом достигается асана, как говорит первоисточник, при “снятии напряжения и сосредоточении на бесконечном”.
Из этого хорошо понять, что, во-первых, при выполнении асан должно быть абсолютно комфортно и удобно. Если Вы пытаетесь по неясной причине и с не менее загадочной целью во что бы то ни стало сложиться в три погибели, как некто на красивой иллюстрации, то хорошо будет вовремя сообразить, что к йоге это действо может не иметь никакого отношения (даже если в конечном счете тело загнулось в заветные формы).
Если комфорт в позе потерян, то, как ни изгибайтесь – это уже чистой воды гимнастика. Не позволяйте себе стать жертвой стереотипа о том, что для выполнения асаны нужно как-нибудь эдак изогнуться, что нужно стремиться к “идеальной форме”. Все, что Вам нужно – всего лишь пребывать в комфортном, удобном, устойчивом положении тела, устранив при этом напряжение, и “сосредоточиться на бесконечном”. Ограничивая на данном этапе вопрос чисто “физическими” рамками, получаем, что асана (исключаем из рассмотрения ментальный аспект) – это любое удобное, устойчивое положение. Именно от этого и имеет смысл отталкиваться.
Некоторые посмотрят на иллюстрации асан, задумаются на тему удобства в них и зададут вполне, казалось бы, резонный вопрос: “Ну, и как я смогу сделать такое, как на картинке, если буду делать так, как мне это удобно?” Здесь можно было бы поговорить на тему влияния умеренных регулярных нагрузок на тело; что при регулярной практике асан тело медленно, но планомерно приближается к каноническим формам… Однако, ответ будет другой, возможно, несколько неожиданным: “А с чего Вы взяли, что Вам нужно сделать так, как на картинке?”, “Почему Вы решили, что асана достигается при максимально похожем на иллюстрацию воспроизведении формы тела?”
Отнюдь! Нигде не говорится, что для достижения асаны нужно научиться закладывать ноги за шею или складываться пополам. Первоисточник говорит нечто совсем другое, а именно, что асана достигается “при устранения усилия и сосредоточении на бесконечном”. Таким образом, для достижения асаны нужно максимально расслабиться физически (убрать всё то напряжение, которое не участвует в поддержании позы) и сосредоточиться на бесконечном (рассредоточиться, уйти от мыслей). В свою очередь это является на порядки более сложной задачей, нежели прибегать к постоянным изнуряющим попыткам затянуть себя в асану, чтобы было похоже на картинку. Тем не менее, многие делают именно это, не придавая значения тексту Сутр, в которых чётко написано “боль, депрессия, дрожь тела, неритмичное дыхание – признаки, сопровождающие ментальное отвлечение”.
При выполнении асан следует придерживаться понимания того, что должно этому сопутствовать. А именно:
1) Вы приняли положение так, чтобы в нем не было ни малейшего дискомфорта, абсолютно никакого;
2) Переключаете внимание на тело и начинаете наблюдать за ощущениями, возникающими в нем. При этом следует расслабить всё, что доступно. Напряженными остаются лишь те участки тела, те мышцы, которые непосредственно участвуют в поддержании положения;
3) Цепляете внимание за какие-то наиболее яркие ощущения в теле (тепло в ладонях, давление в переносице, ощущаете глаза и т.п.), или за дыхание, или за какой-то образ и пробуете именно на этом неотрывно удерживать внимание. В таком случае мыслям будет всё сложнее вклиниться в процесс практики;
4) Не вникайте в появляющиеся мысли, позвольте им идти отдельно от Вас. Не спорьте с ними, не гоните их усилием воли – отстраняйтесь от них, они сами по себе – Вы сами по себе;
5) Если у Вас возник малейший дискомфорт, сбилось дыхание, стало тяжело, жарко, тем более – больно – следовало ещё до этого выйти из асаны.
Немного формализуем общий принцип этого процесса. Практика асан – это не обычная, более того в большей степени ментальная, а не физическая, работа. Асану не нужно выполнять в буквальном понимании. Следует принять специфичное для конкретной асаны положение тела и затем просто в нем пребывать, работая уже не с физической составляющей асаны, а с ментальной.
При этом физическая компонента начинает жить своей жизнью. Тело может начать “проседать”, положение тела может начать деформироваться. Но всё это происходит само по себе – без Вашего прямого участия. То есть Вам для этого не нужно тянуть себя куда-то, всё, что от Вас требуется – это максимально расслабиться и предоставить телу возможность самому решать, что ему нужно.
Источник: http://www.yoga-omsk.ru