Что такое «физический», «ментальный» и «энергетический» уровни? Что значит отделить состояния на этих уровнях?
Я хочу научить вас осознанности. В каждый момент. И в движении, и в неподвижности. Для этого я иногда останавливаю вас и прошу осознать — что вы чувствуете на всех своих уровнях, начиная от самого плотного (физическое тело), и дальше, продвигаясь ко все более тонким ощущениям.
Поначалу вам приходится прилагать грандиозные усилия, чтобы осознавать, что чувствует хотя бы ваше физическое тело — в деталях, потом вы становитесь более внимательны к своим суставам, мышцам, позвоночнику, пульсу и т.д.
Энергетический уровень — более тонкие, как правило едва уловимые ощущения тепла и холода, покалывания и щекотания, наполнения силой и опустошения в разных участках тела. В критических ситуациях, например когда вы в асане что-то некорректно делаете или находитесь на грани травмы — эти ощущения могут внезапно стать очень яркими. Или если асана включает какой-то из энергетических центров — тогда усилившиеся энергетические ощущения показывают вам, где, что и как заработало.
С годами практики эти ощущения выходят на передний план, развивается тонкая чувствительность. Её отсутствие не означает, что у вас нет прогресса в практике. Просто порог чувствительности у разных людей — разный, у женщин она обычно изначально выше. Главное здесь — не привязываться к подобным переживаниям и не стремиться их себе придумать — всему своё время.
Ментальный уровень — это ваши мысли, пласт ума. Правильная настройка сознания во время занятия йогой — когда ваша голова пуста. В ней не должно быть круговерти мыслей. Ни о своих домашних делах, ни о работе, ни о сегодняшнем наряде соседа но коврику. Вы должны внимательно следить за тем, что вы делаете. Нет прошлого и будущего в вашей голове в этот момент, только здесь и сейчас. Йога Сутры Патанлжали описывают это состояние словами «чипа вритти ниродхах». что в переводе с санскрита означает отсутствие колебаний сознания.
Есть уровень эмоций. За ним уследить ещё сложнее. Но это очень важно для практикующего йогу. Дело в том, что у большинства людей именно эмоции являются основой для принятия решений, мотивацией их поступков. У мудрых людей, каковыми мы и стремимся стать в процессе самосовершенствования, мотивацией для поступков становится здравое рассуждение. И мы учимся осознавать свои эмоции, понимать причины их появления, но не отождествляться с ними, а смотреть на них как свидетель со стороны.
Может быть в конце занятия вы оказались недовольны. Разберитесь — отчего. Ваше эго будет вам подсказывать тысячу оправданий. А на самом деле возможно дело в том, что сосед по коврику делал какие-то асаны лучше вас, или инструктор поправил в Вирабхадрасане всех, а к вам не успел подойти, и с этого началось ваше раздражение, а в Шавасанс рядом кто-то заснул и захрапел, и вы теперь просто в ярости?
Или вы наоборот в восторженном состоянии? Это результат проделанной работы или это от того, что вы сели сегодня в лотос, инструктор это отметил, показал вам асану, которую другие не смогли сделать, и это увеличило вашу гордыню? Научитесь не захватываться этими эмоциями, это будет одна из больших побед на пути йоги.
Индийская философия рассматривает в человеке пять взаимопроникающих уровней.
Анна-маия коша — тело, наша физическая оболочка. Прана-майя коша — потоки сил, энергетика тела. Управляет предыдущим. Находится под воздействием следующего. Мано-маия коша разум в целом — сознание, подсознание и память. Виджняна-майя коша — центр эго — рассудок и интуиция. Аианда-майя коша — собственно душа человека, его истинная природа — Сат Чит Аианда (вечное единство бытия-сознания-блаженства).