Дыхательные техники

Вы должны выбрать и практиковать регулярно несколько месяцев одно упражнение, пока не добьётесь в нём хороших результатов. Потом можно начать осваивать следующее. В начале обязательно освойте полное йоговское дыхание (это — база), потом доведите «до блеска» капалабхати. Это не занимает очень много времени.

Далее — обязательно освоение Нади Шодхана (попеременного дыхания через правую-левую ноздри). Сперва без задержек дыхания, потом плавно вводя задержку, «замки» (бандхи) и увеличивая пропорции день ото дня. Лишь затем, когда уже освоены бандхи имеет смысл пробовать другие пранаямы. Берясь за пранаямы с задержками дыхания, обязательно посоветуйтесь с преподавателем — нет ли у вас противопоказаний по здоровью.

В освоении пранаямы много сложных моментов. Хорошо, если вы прочтёте на эту тему грамотные книги и будете регулярно ставить в известность инструктора о своем продвижении в иранаяме, ощущениях в теле и прочих нюансах. Можно делать пранаяму после асан, поскольку асаны хорошо подготавливают тело для пранаямы. В некоторых школах делают пранаяму наоборот перед асанами, объясняя это тем, что пранаяма хорошо готовит тело к асанам. Выбирайте, как лучше именно для вас.

Но если дыхательные упражнения вам нравятся, (а это у новичков появляется не сразу), то лучше посвятить пранаяме отдельное время. Например, утром — асаны (примерно час), вечером — пранаяма или наоборот. Те. кто занимаются давно, и в асанах уже чувствуют себя уверенно, начинают обычно увлекаться дыхательными техниками, т.к. их внутренние чувства утончаются, тело очишено и есть ощущения движения энергии. Поэтому им не скучно, и они все больше уделяют внимание дыханию. Пранаяма «чистит» энергетические каналы, и начинается новый этап развития в асанах. С повышением уровня проработки тела начинается новый этап в пранаяме и так далее…

Что всё-таки главное в практических упражнениях — правильное выполнение асан? Дыхание? Динамка выполнения асан в определенной последовательности?

Важно здесь все. Но осваивается не всё сразу. На первых занятиях вы разучиваете формы асан. (Шлифовать их потом можно годами — предела совершенству нет.) Потом у вас появляется свободное место в голове, чтоб уделить внимание правильному дыханию — стараетесь наполнить форму содержанием — этим дыханием, и далее — концентрацией внимания на определенных участках тела, на ощущении потока энергии (когда оно придёт, вы это почувствуете — не надо пытаться нафантазировать его самому). Потом параллельно продолжаете совершенствовать и форму, и наполнение.

Совмещение динамических движений и статических форм дает более полноценную и гармоничную проработку вашей физической и энергетической структуры. Соотношение — в лучшем случае индивидуально, но ощущениям (когда вы практикуете самостоятельно), а в группе дается некий средний вариант, приемлемый для среднего уровня присутствующих на занятии. Последовательность упражнений в комплексе крайне важна. Одни асаны готовят тело для других — более сложных, потом следующие асаны являются необходимой компенсацией для предыдущих и тд.

Нужно ли жертвовать правильным дыханием ради более полного растягивания или скручивания во время выполнения асаны? Иногда, если асана для вас трудна, дыхание неизбежно сбивается в процессе вхождения в неё. Во многих асанах, например скрутках, объём грудной клетки с какой-либо стороны ограничен и мы дышим только тем объемом легких, который можем заполнить воздухом. Когда вы уже зафиксировали асану, нужно обязательно выровнять дыхание, сделать его глубоким и ритмичным.

Если же следить только за ровным дыханием и не утруждаться, то прогресс в ваших занятиях будет очень медленным. Можно действовать например так. Дойти до своего возможного предела в асане, зафиксировать её, подышать некоторое время, а напоследок попробовать еше на 0.1% глубже. Следуя этому правилу, каждое следующее занятие вы будете проходить свои прошлые 100.1% и прибавлять еще 0.1. Так ваши возможности будут расширяться. Но не надо жадничать. За предел проходите лишь на 0.1% а не на 10%. иначе могут пойти травмы и неизбежный откат назад в практике.